Шаг 1 - Знакомство с С++ Builder 5

Этот раздел рассказывает об объектно-ориентированном программировании в среде C++ Builder 5. Правда, я не рассказываю об общем синтаксисе C++, где нужно, просто даю пояснения о расширениях. Я рекомендую прочитать какую-нибудь из книг именно по C++, например Бьярна Страустрапа "Введение в C++".

Язык C++, используемый в этой системе, не сильно отличается от стандарта ANSI. Он дополнен некоторыми ключевыми словами, позволяющими использовать в полной мере преимущества Windows-программирования.

Прежде, чем приступить к описанию этой системы, я должен, как и любой автор, отметить, что C++ Builder и Delphi похожи, как близнецы-братья. Хотя это заезженная истина, но, тем не менее, несмотря на похожесть, методы программирования на них отличаются. Впрочем, переход от одной системы к другой не будет особенно затруднительным. Вот такой дисклеймер :).

Стандартной библиотекой C++ Builder является VCL, а не MFC или OWL, как в других системах программирования на C++ под Windows.

VCL - библиотека визуальных компонентов. Их вид можно менять на стадии проектирования, а не только на стадии выполнения (run-time).

Тем не менее, C++ Builder позволяет использовать и эти две библиотеки. Также возможно прямое обращение к функциям Windows API и вызов из DLL. В общем, куда хочешь залезь и что хочешь запусти.

С++ Builder поставляется в трех вариантах - Standard, Professional и Enterprise. Для нас большой разницы в цене нет благодаря отечественным морякам CD дисков, так что я буду рассматривать все примеры на базе Enterprise.

Вариант Enterprise позволяет работать с COM и CORBA, базами данных(SQL, Paradox, dBase, MS OLE DB, Access 97, FoxPro, InterBase, Oracle, Sybase, Informix, DB2), Интернетом(TCP/IP, HTTP, FTP, NNTP, SMTP, POP3, CGI, WinCGI, ISAPI, NSAPI). Кроме того, содержит встроенные средства интегрированной отладки, о которых я расскажу в следующих шагах.

Инсталляция обычно проходит без проблем, главное, не забудьте посмотреть код диска. Кто не знает, его обычно пишут в .diz файле или Lisense.txt.

Я думаю, сейчас я рассказал достаточно, чтобы приступить к этакому quick-tour'у по C++ Builder.

Для начала ознакомимся со средой программирования:

gif/1_1.gif (21112 b)

На экране 4 окна - главное(верхнее), окно Инспектора объектов слева, Редактора кода справа и Дизайнер форм под окном Редактора.

В главном окне видна Палитра компонентов. Палитра - один из основных методов ускоренного программирования. На палитре размещены компоненты VCL на нескольких вкладках. Название каждой из вкладок довольно хорошо характеризует ее содержимое.

Палитра используется вместе с Дизайнером форм. Чтобы создать на форме компонент, выберите его на Палитре и растяните по необходимым размерам на форме. Дизайнер отображает форму практически в том виде, в котором она будет при запуске, если вы, конечно, не создадите какие-то компоненты "at run-time".

Для модификации внешнего вида и параметров компонента, а также задания обработчиков(handlers) событий, используйте Инспектор объектов. Для этого выберите какой-то компонент на форме или из выпадающего списка (сама форма - тоже компонент), и на первой вкладке вы увидите свойства данного объекта, а на второй вкладке - обработчиков событий. Для создания нового обработчика или перехода к уже имеющемуся используйте двойной щелчок по соответствующей строке Инспектора. Это приведет вас к тексту в окне Редактора (а куда же еще :)).

Также существует некоторое количество других окон, некоторые из которых могут быть "причалены" в окне Редактора, о них я расскажу в последующих шагах.

Вроде для ознакомления с системой достаточно. В следующем шаге будет минимальный проект.


Следующий Шаг | Оглавление
Автор Аванесов Самвел - 23.10.2001