Шаг 8 - А вот теперь о "бухгалтерском" в этой системе

Да, то есть, наконец-то я добрался собственно до бухгалтерии.

Наша работа началась словами о том, что нужна система финансового учета. Задачу мы поставили себе достаточно широко, вернее, при ближайшем рассмотрении оказалось, что система "финансового учета" как - то ОЧЕНЬ быстро превратилась в систему, которая должна "знать" про хозяйственную жизнь предприятия буквально "ВСЕ", и не просто все, но, и должна дать возможность анализировать и прогнозировать. Нам долго рассказывали, что "да нужна просто..." :-) - что - то это "просто" становилось с каждым днем сложнее и сложнее, и эта "вездесущая" сложность, в итоге, и превратилась в действительную "простоту" но, уже простоту ЯЗЫКА ОПИСАНИЯ задачи, попросту говоря, Бухгалтерского языка.

ЧТО есть бухгалтерия (в нашем понимании :-) ? Да в 16 веке жил монах (о нем до сих пор пишут в книжках :-) ) который придумал ЯЗЫК "двойная запись" с его помощью он исхитрился описать хозяйственную жизнь своего монастыря. (а может все и не так было: да какая разница, вообще говоря? :-) ) Важно, что народу понравилось, и вот с той поры весь просвещенный мир всю свою хозяйственную деятельность описывает именно на этом языке.

Компьютер в состоянии резко детализировать учет, Учитывать НЕ только финансовые и материальные потоки, а вообще ВСЕ что угодно! ("двойная запись" - полный язык описания хозяйственных операций) (ОЧЕНЬ интересная тема - провести математически правильное доказательства полноты! :-).

Надеюсь, Вы еще помните господина Кнута? :-) - он сделал замечательную вещь - описал достаточно много алгоритмов, и, для описания он придумал достаточно формальный язык.

На самом деле, я вот о чем: все, что было мной почитано о системах класса "ERP", не содержат конкретных раскладок по "управляющим процессам", а жаль... И, вот интересно: можно ли описать систему "ERP" используя язык "двойной записи"? :-)) Не, наверное, не просто "двойную запись", а еще и набор неких документов.... в итоге, может (или должно?) получится что -то вроде наборов - "управляющее действие" <-> "набор документов" <-> "списки проводок", понятно, что каждая строка из первого набора "разворачивается" в несколько документов, которые в свою "порождают" проводки... (скажу еще раз, ЭТО МОЕ мнение, и, его можно разделять или нет...)

Про документы пару слов я уже говорил, пора поговорить о "двойной записи". Тут есть 2 подхода, во - всяком случае, мне известно именно столько.

Первый из них: Запоминать ОДНУ строку вида <СЧЕТ Дебита - СЧЕТ Кредита - Аналитика - количество - сумма>. Все вроде нормально, вот только, на практике ЭТА форма записи иногда не полностью удовлетворяет бухгалтерской практике: (и приходится "выкручиваться") хотя, достаточно МНОГО производителей остановились именно на такой форме хранения данных. Мы пошли этим же путем... может и пока, но, не знаю.

Недавно я обратил внимание на существенно иной метод работы - хранить СПИСОК ПОЛУ-ПРОВОДОК - почти ТОЖЕ САМОЕ!, НО! Вместе с полу проводкой (в одной строке) можно хранить и остаток на счете, а ЭТО уже может дать и выигрыш. Да и бухгалтерские операции будут "красивее" описываться в таких терминах:. Но: тогда, возможно, надо говорить и о табличке "список бухгалтерских операций". В общем, пока ЭТА тема - "просто один большой вопрос". Попробовать бы...

А пока же, в завершение, могу сказать, что я планирую попытаться описать систему управления производством в терминах "бухгалтерских операций и документов".


Предыдущий Шаг | Следующий Шаг | Оглавление
Автор Голиброда Александр - 05.09.2002